Навигация по категориям

Публикатор

К Дню паллиативной и хосписной помощи.

Материал опубликован: 07 октября 2022, 12:20

Обновлён: 07 октября 2022, 12:23

Просмотров: 260

8 октября 2022г. отмечается как Всемирный День паллиативной и хосписной помощи.     Это  день проведения акций в поддержку паллиативной помощи, возможность привлечь внимание общества, политиков, правительств к  проблемам паллиативных пациентов, социальной значимости этого вида медицинской  помощи.    
   Жукова М.А., заведующая отделением паллиативной медицинской помощи №1 ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн», главный внештатный специалист по паллиативной помощи Министерства здравоохранения Пензенской области рассказала: «Тема Всемирного дня паллиативной помощи в 2022 году: « Исцеляя сердца  и сообщества» , отражает современный запрос людей всего мира на поддержку в переживании горя и тяжелой утраты  для взрослых и детей.
   За последние три года на людей всего мира обрушились огромные беды : это и пандемия коронавирусной инфекции и военные конфликты в разных точках Земли. Они привели к большим человеческим потерям. Только в результате пандемии COVID19 во всем мире умерло более 6 миллионов человек, тысячи людей погибли и продолжают погибать в военных действиях. Смерть каждого человека , независимо от чего это случилось:  в результате болезни или    внезапной гибели , приносит невыносимые страдания близким им людям. На каждую смерть приходится до 9 человек, непосредственно затронутых утратой. Все эти люди нуждаются в поддержке по переживанию потери дорого им человека. Это нужно для того, чтобы сохранить свои здоровье и жизнь.
   Общество должно объединиться в сострадании нуждающимся , помочь уменьшить  их психологическую нагрузку, предотвратить социальную изоляцию в связи с утратой близких людей. Человечность должна объединить людей в помощи переживания горя.
   В это время как никогда нужна помощь специалистов паллиативной медицины, становится более понятна необходимость повышения доступности этого вида помощи.
    Но оказание медицинской помощи, только часть поддержки, которая необходима  страдающим людям. Не менее важна поддержка духовная, психологическая.»

О своем видении в решении проблем переживания горя священник  Алексей  Заплаткин , клирик храма  преподобного  Пимена Угрешского , окормляющего Пензенский госпиталь для ветеранов войн отмечает, что:  «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим» - это прошение входит в состав почти всех церковных служб. Телесная смерть, ставшая законом для каждого после падения прародителей, страшит нас своей неизвестностью. Люди умирают по-разному — одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что их ожидает за гробом, другие — осознанно, с чувством величия приближающегося момента, воспринимая те благодатные средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему.
   Обычно перед кончиной человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир 
сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание факта близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников. Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела-хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна 
закончиться Таинствами Покаяния, Елеосвящения и Святого Причащения.
   Если умирающий ходил в храм, то очищение совести покаянием и Причащение Святых Тайн является его естественной потребностью, которую обязаны исполнить близкие. В данном вопросе нельзя ссылаться на недостаток средств или какие-либо другие несущественные причины, мешающие исполнить последнюю волю умирающего. Любой священник обязан посетить человека, готовящегося перейти в иной мир.
    Если же человек не вел духовную жизнь, то верующие родственники, уважая волю умирающего и не навязывая свою, должны постараться убедить его побеседовать с батюшкой. В этом может помочь и пример наших 
благочестивых предков, которые больше всего на свете страшились именно смерти без покаяния и без напутствия Святыми Христовыми Тайнами.
Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается канон, называемый "Последование при исходе души от тела, внегда человек долго страждет".
 В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего до его погребения и в память его после погребения. 
   Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских 
попечений ее о чадах своих, заботливо устрояющей наше спасение от рождения до смерти и не оставляющей нас после смерти. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно вместе с тем дает утешение и назидание живым и обращает их к молитве о почивших. 
При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то по крайней мере по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет 
великую нужду в помощи Церкви. Панихиды помогают облегчить душе переход в другую жизнь.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): «Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство».
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь.
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. 
 Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. 
Многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. 
   Так один  архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики. 
   «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится". 
   Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь 
пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей. 
   В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим». 

Медицинский психолог, руководител ПРОО  «Круг доверия», Маньченкова Наталья сказала: «Когда человек переживает серьезные трудности в жизни, связанные с тяжелым заболеванием близкого, это несомненно сложный период для всей семьи. Как правило, человек в такой ситуации испытывает тревогу, страх, агрессию, собственное бессилия и еще большой спектр мощных отрицательных эмоций. В психологии состояние человека в этот период называется состоянием утраты. Почему именно утраты? Потому что в состоянии тяжелого заболевания мы утрачиваем привычный ход жизни, коренным образом меняются планы, цели, обычный стиль общения, в семье может появиться не понимание. Прежние уклады жизни меняются и здесь включается механизм адаптации к новым условиям, что само по себе тоже не легко.
Как мы можем поддержать тяжелобольного близкого человека? Конечно, в первую очередь, надо предложить свою помощь, в чем конкретно вы можете помочь. В моменты вашего общения не перегружайте больного такими вопросами как: Тебе лучше? – это может сформировать у человека чувство вины, что он не оправдывает ваши ожидания. Оказывайте помощь не навязчиво, прислушивайтесь к больному, выбирайте время, чтобы просто побыть рядом. Если вы бываете рядом только, обслуживая больного, он может ощущать себя бременем для вас, погружаться в переживания своего бессилия. Находите время просто посидеть, помолчать, можете поддержать разговор, демонстрируйте свое принятие и уважение. Важно сохранять отношение к больному, как к личности, не важно в каком он сейчас состоянии. Не давите своих эмоций, говорите в «я - высказываниях»: мне грустно, мне жаль, я рад тебя видеть, я рядом.. Это позволит больному видеть вашу искренность, участие, самому чувствовать себя полноценной личностью, с которой считаются, а не прячутся от него и не дистанцируются. Если вы начинаете уставать от трудностей ухаживания за больным, давайте  себе перерывы, можно хотя бы раз в неделю обращаться за помощью профессионального ухода и устраивать себе выходной. Это позволит вам сохранить собственное состояние в норме, и будет способствовать теплым отношениям с болеющим родным.
Как пережить уход близкого человека?
Наш организм всегда стремиться к равновесию, заживляя свои раны, как телесные так и душевны, и в этом процессе есть свои закономерности.
В горевании по ушедшему родному человеку важно понимать, что эти закономерности помогают нашей психике адаптироваться к потере. В психологии принято различать пять стадий горевания: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Чтобы ваша энергия и стимул к жизни не замкнулись на объекте утраты, важно проживать все эти стадии. Не запрещать себе эмоции, важно их осознавать и не оставлять внутри себя. Соблюдайте религиозные обряды, молитесь - эти действия имеют периодичность, тем самым помогают психике стабилизироваться, так вы удовлетворите свое желание быть рядом и помочь своему близкому в мире ином. Если вы человек не верующий придумайте собственные ритуалы : например вы будете раз в неделю вспоминать хорошее событие, связанное с ушедшим человеком, записывать на листочек и помещать в специальную шкатулку памяти о нем.
В нашей культуре горюющего традиционно пытаются отвлечь, и тогда он остается наедине со своими переживаниями. Горевать это нормально. Не пытайтесь отрицать наличия горя.
Каждой стадии горевания соответствует свой аспект эмоций и переживаний. Например: стадия отрицания сопровождается невозможностью принять реальность, стадия гнева сопровождается агрессией и поиском виноватых, стадия торга - поиском компромисса, стадия депрессии- потерей сил, стадия принятия - смирением. И только после прохождения всех стадий приходит растождествление с ушедшим, человека «отпускает» сильная эмоциональная привязанность.
Если вы чувствуете, что какая то стадия горя затянулась очень на долго, обратитесь к психологу, он поможет вам идти дальше.
Утратив значимого близкого человека, мы теряем очень много мелких и крупных вещей, составляющих нашу общую с ним жизнь. Многое обрывается с его уходом, и это важно проживать осознанно. Но важно понимать, что проститься с ушедшим это не значит его забыть. Важно знать, что проститься – значит позволить близкому человеку остаться в прошлом, стать светлой памятью. Вспоминать с печалью, а не с острой болью. Уход близкого, это некая черта под определенным периодом вашей жизни. А дальше начнет формироваться ваш новый образ жизни, без этого человека и пустота обязательно наполниться.
И тогда тяжелое испытание потери преобразует страдание в мудрость.
Важно продолжать, находить внутренние и внешние опоры, слушать себя, слышать себя, позволять себе просто быть и жить дальше!»

Если вы или ваш родной человек не справляетесь с переживаниями в кризисные моменты жизни, обратитесь к психологу.