Categories Navigation

Asset Publisher

Международный день инвалидов

Материал опубликован: 03 December 2021, 13:32

Обновлён: 13 December 2021, 13:32

Просмотров: 532

Международный день инвалидов отмечается 3 декабря. В этот день ВОЗ присоединяется к партнерам в ознаменование «дня для всех людей». Эта тема отражает растущее понимание того, что состояние инвалидности является неотъемлемой частью жизни человека. В какой-то момент жизни почти каждый человек будет испытывать временную или постоянную нетрудоспособность. Несмотря на это, лишь немногие страны располагают адекватными механизмами для полного удовлетворения потребностей инвалидов.
По оценкам ВОЗ, более одного миллиарда человек – около 15% населения мира – сталкиваются с какой-либо формой инвалидности. Ожидается, что это число будет возрастать в связи со старением населения и ростом распространенности неинфекционных заболеваний. Хотя инвалидность коррелирует с неблагополучным положением, не все люди с ограниченными возможностями в равной степени находятся в неблагополучном положении. Многое зависит, в частности, от условий, в которых они живут, и от того, имеют ли они равный доступ к здравоохранению, образованию и занятости.
В 2017 г. ВОЗ добилась успехов в реализации ряда инициатив, которые способствовали дальнейшему выполнению рекомендаций исторического «Всемирного доклада об инвалидности» и «Глобального плана действий ВОЗ по инвалидности на 2014-2021 гг.». В феврале в рамках глобального совещания экспертов по вопросам реабилитации под названием «Реабилитация 2030» ВОЗ заручилась поддержкой его участников, которые обязались помогать правительствам в разработке комплексных моделей оказания услуг, подготовке высококвалифицированных кадров разного профиля, расширении финансовых механизмов и укреплении информационных систем здравоохранения, стремясь к удовлетворению постоянно растущих потребностей в услугах по реабилитации.
Кроме того, ВОЗ оказала поддержку в проведении типового обследования по инвалидности (MDS) на общенациональном уровне в таких странах, как Филиппины и Катар, а также в Белуджистане, Пакистан, и в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Следует надеяться, что результаты обследования, проведенного в этих странах, приведут к положительным переменам, как это, например, было в Чили, где на основе результатов этого обследования были пересмотрены политика и законы, касающиеся психического здоровья, занятости и транспорта.
К числу других примеров деятельности в этой области за последнее время относятся выполнение ВОЗ функций председателя Межучрежденческой группы поддержки Конвенции о правах инвалидов, координация подготовки главы по вопросам здравоохранения в рамках основного доклада ООН по проблемам инвалидности и определение круга заинтересованных сторон в отношении инициатив по реабилитации на уровне местных сообществ во всем мире.
Основные факты
•    Более 1 миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности.
•    Число людей с инвалидностью резко возрастает. Это связано, в частности, с демографическими тенденциями и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.
•    Почти каждый человек, по всей вероятности, испытывает ту или иную форму инвалидности – временную или постоянную – в какой-либо момент своей жизни.
•    Люди с инвалидностью имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения и значительные неудовлетворенные медико-санитарные потребности.
•    Там, где службы здравоохранения для людей с инвалидностью существуют, они неизменно имеют низкое качество или ограниченные ресурсы.
•    Необходимо срочно расширить медицинское обслуживание людей с инвалидностью в рамках первичной медико-санитарной помощи, особенно реабилитационные мероприятия.
Под инвалидностью понимается взаимодействие людей с нарушениями здоровья (например, с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка). 
Инвалидность как проблема общественного здравоохранения
Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые нарушения здоровья, связанные с инвалидностью, приводят к плохому состоянию здоровья и значительным медико-санитарным потребностям, в то время как другие нарушения не приводят к этому. Вместе с тем все люди с инвалидностью имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и все другие люди, и поэтому им необходим доступ к основным службам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Однако реальность такова, что лишь немногие страны обеспечивают надлежащие качественные услуги для людей с инвалидностью. 
Кроме того, лишь немногие страны собирают данные, которые можно дезагрегировать с учетом инвалидности в секторе здравоохранения. Это со всей очевидностью проявилось во время пандемии COVID-19, когда страны не могли последовательно учитывать аспекты инвалидности в своих мерах по борьбе с пандемией. В этой связи люди с инвалидностью подвергались трем повышенным рискам, имеющим разрушительные последствия: риску заражения COVID-19, риску развития тяжелых симптомов COVID-19 или смерти от этой болезни, а также риску ухудшения здоровья во время пандемии и после нее независимо от наличия инфекции COVID-19. 
Препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи
При попытках получить доступ к медико-санитарной помощи люди с инвалидностью сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие: 
•    Непомерно высокая стоимость
Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что люди с инвалидностью не получают столь необходимой им медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода. Медико-санитарная помощь остается не доступной по стоимости для немногим более половины людей с инвалидностью по сравнению с примерно одной третью людей без инвалидности. 
•    Ограниченное наличие служб
Надлежащих служб для людей с инвалидностью не хватает. Многие исследования выявили высокие уровни неудовлетворенных медико-санитарных потребностей людей с инвалидностью в связи с отсутствием служб, особенно в сельских и отдаленных районах. 
•    Физические препятствия
Отсутствие выровненного доступа к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недосягаемое медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.
•    Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения
Люди с инвалидностью более чем в два раза чаще сообщают о том, что квалификация работников здравоохранения не достаточна для удовлетворения их потребностей, в четыре раза чаще сообщают о плохом лечении и почти в три раза чаще сообщают о полученном отказе в медицинской помощи. 
•    Учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения 
Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема общественного здравоохранения. Поэтому не принимаются меры для учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, который также часто упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ. Таким образом, учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения по-прежнему не интегрирован в программы стран в области здравоохранения. 
Министерства здравоохранения должны принять меры для обеспечения учета проблемы инвалидности. Это подразумевает меры по достижению справедливости в отношении людей с инвалидностью в трех областях:
•    доступ к эффективным службам здравоохранения,
•    защита во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, и
•    доступ к межсекторальным мерам в сфере общественного здравоохранения, таким как услуги в области водоснабжения, санитарии и гигиены, для достижения наивысшего достижимого уровня здоровья. 
Политика и законодательство
Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и обеспечить учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения. Осуществить изменения в соответствии с КПИ. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи людям с инвалидностью и механизмы обеспечения их соблюдения. 
Финансирование
Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват людей с инвалидностью и предусмотреть меры, обеспечивающие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для провайдеров медицинских услуг с тем, чтобы они обеспечивали доступность услуг и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для людей с инвалидностью, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг. 
Предоставление услуг
Обеспечить доступ к эффективным услугам по укреплению здоровья и оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи.  Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) в окружающей среде для облегчения доступа к службам здравоохранения. Например, изменить планировку клиник для обеспечения доступа людей с трудностями в передвижении. Обеспечить доступность любой информации в области общественного здравоохранения. Предоставить людям с инвалидностью возможности для максимального улучшения их здоровья путем информирования, обучения и поддержки со стороны лиц аналогичного профиля. Способствовать реабилитации на уровне общин для облегчения доступа людей с инвалидностью к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели предоставления услуг, например целевые услуги или координация помощи, с целью улучшения доступа к здравоохранению. 
Кадровые ресурсы
Обеспечить, чтобы работники здравоохранения имели необходимую квалификацию и навыки для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку общинных работников с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения. 
Данные и научные исследования
Обеспечить дезагрегирование данных с учетом инвалидности. Учитывать людей с инвалидностью при осуществлении надзора в сфере здравоохранения. Проводить дополнительные исследования в области потребностей людей с инвалидностью, препятствий на пути получения медико-санитарной помощи и показателей их здоровья. 
Деятельность ВОЗ 
Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:
•    направляет и поддерживает государства-члены в области расширения осведомленности по вопросам инвалидности и способствует включению проблемы инвалидности в качестве компонента в национальные политику и программы здравоохранения;
•    способствует сбору и распространению данных и информации об инвалидности;
•    разрабатывает нормативные методики, включая руководящие принципы укрепления служб здравоохранения;
•    расширяет потенциал лиц, формирующих политику в области здравоохранения, и провайдеров услуг;
•    способствует расширению масштабов реабилитации на уровне общин;
•    способствует проведению стратегий по обеспечению того, чтобы люди с инвалидностью были информированы о своем состоянии здоровья и чтобы персонал здравоохранения поддерживал и защищал их права и достоинство. 
Стратегия Организации Объединенных Наций по интеграции инвалидов
В июне 2019 г. Генеральный секретарь ООН провозгласил Стратегию ООН по интеграции инвалидов в целях содействия «устойчивому и преобразующему прогрессу в деле учета вопроса интеграции инвалидов в рамках всех компонентов работы Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой стратегией все учреждения Организации Объединенных Наций должны обеспечивать последовательный и систематический учет проблемы инвалидности во всех аспектах своей работы.  
ВОЗ приветствует эту стратегию и в настоящее время разрабатывает всеобъемлющую политику и план действий в отношении инвалидности, согласно которым ВОЗ должна стать организацией, которая учитывает интересы и проблемы людей с инвалидностью во всем их многообразии и систематически включает аспекты инвалидности во все программные области, в том числе на страновом уровне.