Навигация по категориям

Публикатор

Успешная коммуникация.

Материал опубликован: 15 апреля 2024, 09:05

Обновлён: 15 апреля 2024, 09:06

Просмотров: 20

Медицинский психолог ГБУЗ «Пензенский областной госпиталь для ветеранов войн» Потапова Светлана Николаевна


👉Для успешного общения с больным необходимо убедиться в том, что, человек, получающий информацию, понимает ее содержание адекватно. При общении с ослабленным тяжелым больным или пожилым могут возникнуть трудности в коммуникации. Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называют коммуникационными барьерами.
☝Возможные причины нарушения коммуникации медицинского характера – анатомические/физические изменения, нарушения со стороны центральной нервной системы, повреждение мозга (гибель, дегенерация клеток мозга), нарушение речи, глухота.
Коммуникация невозможна, если человек не может сообщить информацию в полном объеме (находится без сознания, не может говорить, не может подобрать слова, не в состоянии построить предложение, теряет «красную линию» доносимой им информации) или получить информацию в полном объеме (глухота, отсутствие восприятия смысла информации). Это средства вербального общения.
👉К основным невербальным средствам общения относят жестикуляцию и мимику. В невербальном общении проблемы коммуникации могут приводить к нарушениям психомоторики и координации. Недооценка коммуникативных проблем приводит к полной изоляции человека или развитию депрессии.
Общение жизненно необходимо и представляет собой важный компонент ухода. Поскольку люди с дефицитом самообслуживания становятся очень восприимчивыми в эмоциональном отношении, нельзя недооценивать влияние проблем коммуникации на подопечного. Необходимо максимально учитывать состояние подопечного и его желания. Улыбка или проявление нежности часто могут изменить настроение больного.
☝Подопечный со спутанным состоянием сознания нуждается в упорядоченном образе жизни, повторяющемся изо дня в день. Необходимо помнить, что подопечному с нарушенной способностью к рассуждению необходимо внешнее руководство при принятии важных решений. Иногда у него возникает апатия, которая может усиливаться в случае, когда в окружении все слишком просто и тихо. При возникновении таких странностей поведения необходимо выяснить их причину и стремиться к тому, чтобы учитывать ее влияние. Необходимо всегда относиться к подопечному с сочувствием, терпимо и вежливо, наблюдать за поведением пациента и изменениями в нем.
При общении необходимо говорить медленно и четко (не кричать), используя жесты (например, здороваясь, протягивать руку), употреблять простые и четкие фразы (например, «мы идем гулять», при этом доставать одежду, указывать на дверь и т.д.; или «обед через 30 минут», при этом посмотреть на часы или указать рукой на кухню – подкрепление жестами).
Необходимо обладать информацией о всех любимых занятиях подопечного и предлагать ими заняться (например, настольные игры, просмотр любимых фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, если у человека нет нарушения чтения).
Обязательно необходимо ориентироваться в пространстве (комнате или квартире), где проживает подопечный. В помещении не должно быть много предметов, хранить следует те вещи, которые могут быть необходимы больному человеку (вода, расческа, зеркало, тапочки и др.). Ориентируйтесь по жестам подопечных, по ним многое можно понять. Проявления эмоций типа – «Я не понимаю, что он или она хочет?» – недопустимы.
Обращайте внимание на мимику (невербальное общение можно установить всегда). Чаще разговаривайте, никогда не оставляйте человека без внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Помните, даже в минуты сильного раздражения – это человек, который зависит от Вас. У него наступил непростой период в жизни – это болезнь или старость сделала его таким.
Всегда старайтесь помнить о предпочтениях подопечного в еде и режиме. Старайтесь задавать вопросы так, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет», предоставляя возможность подопечному отреагировать на вопрос.
Не навязывайтесь, но и не игнорируйте позывы, исходящие от подопечного. Помните о резких сменах настроения, плаксивости, депрессии, а иногда и агрессии. Никогда не критикуйте подопечного – это не поможет, и не говорите больному «Не падай духом», лучше скажите: «Я с тобой». Относитесь к нему с сочувствием, терпением и вежливостью.
👉Рекомендации при общении:
1. Говорите медленно и четко
2. Используйте жесты
3. Говорите простыми и четкими фразами
4. Вспоминайте все любимые занятия пациента
5. Ориентируйтесь по жестам пациента
6. Наблюдайте и обращайте внимание на мимику пациента
7. Проявляйте интерес, внимание, терпение, вежливость и уважение
8. Не притворяйтесь, не навязывайтесь, но и не игнорируйте
9. Задавайте вопросы на которые можно ответить «да» или «нет»
10. Давайте время на ответ, не критикуйте.
Депрессию часто недооценивают или не обращают на нее внимания. Помните, что депрессия может стать непреодолимой и оказывать пагубное влияние на душевное состояние и уверенность в себе каждого, кого она затрагивает.
Межличностную коммуникацию понимают как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику. Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняют самими условиями человеческого бытия. Человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое составляет его важнейшую потребность. Непосредственная обратная связь – непременное условие осуществления межличностной коммуникации. Способность людей эмоционально воспринимать друг друга называют эмпатией.
Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор.
Причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отсутствие внимания, отсутствие интереса, пренебрежение фактами, ошибки построения высказываний, неверный выбор стратегии и тактики общения.
Для успешной межличностной коммуникации используйте приведенные выше рекомендации.